Важные факты снятия блокады Ленинграда
21 ноября 1941 года по тонкому льду Ладожского озера начала действовать дорога, которую ленинградцы назвали «Дорогой Жизни». Это транспортная магистраль, по которой осуществлялась поставка продовольствия в блокадный Ленинград.
Но прежде всего это люди, обеспечивавшие бесперебойное снабжение осажденного Ленинграда. На передовую, на лёд вышли ленинградки. Они не только отмеряли сложнейшие ладожские километры и служили живыми ориентирами для водителей полуторок, но и следили за толщиной льда и даже работали медсестрами, вытаскивали людей из проруби и перевязывали раненых прямо на льду под обстрелом.
Днем направление трассы указывалось козелками из кольев, ночью это делалось с помощью фонарей, которыми были снабжены регулировщицы. Они стояли через каждые 300- 400 м, а в ночное время фонарь выставлялся через каждые 150-200 м.
Во время бомбежки водитель мог выскочить из машины, а регулировщица с поста уйти не могла. Рядом с постами регулировщиц кое-где стояли палатки, в которых умудрялись ставить «буржуйки», чтобы хоть иногда можно было зайти и согреть окоченевшие руки и ноги.
Всего в 1941–1943 годах «Дорогу жизни» обслуживали свыше 20 тысяч человек, в том числе регулировщицы. Благодаря им по льду перевезли более миллиона тонн грузов, и Ленинград пережил блокаду.
Из воспоминаний Веры Ивановны Роговой, которая служила на ледяной трассе: «Тяжело было смотреть на тех людей, которых увозили из Ленинграда. Очень тяжело. Мы, конечно, не плакали тогда, слез не было, потому что ты не имеешь права расслабиться. Будешь плакать – ничем не поможешь людям. А когда машины уходили под лед, и надо было людям помогать – было тяжело…»
Регулировщицы ладожской магистрали сыграли важную роль в бесперебойной работе «Дороги жизни», в спасении ленинградцев от голода в блокаду и приближении Великой Победы.
https://rutube.ru/video/19dd83777c1b057ad2d34bf90da78c11/?r=plwd